22:46 

Незримые академики. Мнение.

...я так не могу, надену свою шляпу, в Бразилию уйду!
Об этой книге я не писал, хоть и ознакомился с ней более полугода назад, но тут мама прочла, мы с нею по этому поводу подискутировали, и неожиданно она выразила словами мое мнение, которое я так и не смог сформулировать.
Много букв, спойлеры и все такое.

Я считаю, что Терри писал эту книгу, чтобы свести наконец в одной комнате Марголотту и Витинари. Вообще этот роман какой-то недописанный, как мне кажется, слишком много ружей, которые не выстрелили, смазанная концовка, отсутствие главной мысли - Терри всегда пишет книгу о чем-то важном, о вере, надежде, смерти, правде, всегда есть какая-то мысль, красной нитью проходящая через всю книгу, которая ради нее, собственно, и написана. Тут ее нет, и до самого конца ждешь, что вот же сейчас ты поймешь, что же задумал Витинари, как развернется история с орками, что повлечет за собой смена правил в футболе, зачем привлечены волшебники... но нет. Витинари ничего не задумал, а просто наблюдает со стороны (не, если вдуматься, то он всегда наблюдает, а не активно участвует, он просто поддталкивает людей, чтобы они делали то, что он задумал, диалог с Драмкноттом о Ваймсе в Ноги из глины в этом смысле очень показателен, он и правда создает людей и играет с ними так, что они сами об этом и не подозревают, в итоге все счастливы, очередное предприятие работает, город обогащается), причем в данном случае он просто таки пугающе безучастен, вообще не вмешиваясь в действие, лишь в начале подкинул саму идею футбола да навязал новые правила. Еще меня было чувство, что я пропустил какую-то книгу, потому что я так и не смог понять, что это за ситуация с Локо, орками и проектами на будущее, почему Патриций, Чудакули, экс-декан и Марголотта все это так живо обсуждают, говоря такими полунамеками, точно читатель уже в курсе? Я что-то забыл? Да, Терри очень любит дать какую-то информацию в одном произведении, а затем развить эту идею через несколько лет, вспомните хотя бы рассказ Море и Рыбки, который хронологически идет после романа Дамы и Господа, а то и позже, и в котором упоминаются события из этой книги. Но нам что, пять книг ждать, чтобы узнать?
Словом, все смазано. При этом книга хорошая, она смешная, с очень интересными героями и тщательно продуманными диалогами, и я просто получил удовольствие от неоднократного перечитывания.

Так вот о чем я хотел сказать. Я убежден, что книга написана ради этих двоих - Витинари и Марголотты. О неофициальной хозяйке Убервальда неоднократно упоминалось в книгах, хотя появлялась она лишь в одной. Помните, как в "Пятый элефант" Его Светлость мечтательно вспоминал о ней в разговоре с Леонардом? Вероятно, эта женщина сыграла важную роль в его личной жизни. Если вспомнить "Ночная стража", то Роберта в разговоре с Ваймсом роняет, что некоторое время назад жила в Убервальде, Витинари в "Незримые академики" также говорит, что в юности гостил там. Если так, то он был очень молод в момент встречи с Марголоттой. Опять же с кем попало он не будет играть в Бац, он гений и ему нужен сильный противник.
Еще до того, как Гленда встретила Марголотту на постоялом дворе, было ясно, что Терри хочет "встретить" ее с Патрицием, и я этого ждал, потому что очень хотелось посмотреть, каким может быть Витинари в такой личной ситуации, с женщиной, в которую, по всей вероятности, был влюблен.
Знаете, меня не покидало ощущение, что он очень и очень разочарован. Что его воспоминания были иными, а теперь ему просто нужно общаться с вампиршей и удовольствия он не получает ни как от человека, с которым состоял в близких отношениях, ни как от противника, ни как от равного себе кукловода. Ему скучно. Он откровенно издевается, как будто совершенно не уважая свою гостью, позволяет себе быть нетактичным. Причем его хамство даже не завуалированное. Он просто демонстрирует, что встреча с Глендой и Тревом ему интересна, ради них он прерывает аудиенцию с Марголоттой. Намекает, что ее способы правления для него неактуальны. Откровенно радуется тому, что ситуация вырвалась из ее рук, напоминает ей о неудаче, а когда Орехх буквально ставит ее на место, он смеется, зная Витинари и то, как он обдумывает каждый жест, он не случайно позволил себе эту мальчишескую выходку - расхохотаться, а потом зажать себе рот ладонью и извиниться. И все его полуфлиртующие намеки тоже не выглядят натуральными, если честно.
А Марголотта... она в каком-то смысле растеряна. Это, возможно, плод моего воображения, но у меня чувство, что она тоже помнит Витинари другим, и то, что тот стал слишком взрослым, умным и циничным, ставит ее в тупик. Как будто она не знает, как с ним обращаться. Она его учила быть сильным, а он внезапно из ребенка превратился в того, кто сам может править. И то же она ощущает, когда встречается с Ореххом, он ее собственность, она считает его ничтожеством, а свой эксперемент - не более чем забавой, но Орехх ведет себя не просто как равный, а как более умный человек, даже снисходительный, точно понял, что его учитель была не так уж и сведуща в вопросах жизни.

Словом, если и стоило читать эту книгу, то именно ради этого*) Вернее, причин много, но Витинари раскрывается здесь очень интересно.

@темы: Terry Pratchett, Книги, Мысли вслух, мой Пантеон

URL
Комментарии
2010-11-24 в 21:53 

gjkbyf74
Спустя полгода в памяти из всей книги яркими остались Орехх и Гленда, ну и разговор Драмкнотта с похмельным патрицием. А Марголотта никакая*( Впрочем ее я ждала куда меньше чем ты*)
*как обычно мои аплодисменты и восхищение вашим с мамой дискуссиям:hlop:

   

Злокозненный

главная