23:19 

Первый мститель. Противостояние

Nordream
...я так не могу, надену свою шляпу, в Бразилию уйду!

Да, это самый запоздалый отзыв на свете, с другой стороны, кому какая разница. Важнее то, что этот фильм определил мой год.

Сейчас я сделаю то, чего никто от меня не ждет. Я... ох, мне даже волнительно это говорить, но... Да, я напишу восторженную рецензию*) Она была бы просто истерической, если бы случилась прошлой весной, но сейчас страсти улеглись и стало чуть проще.


Обо всем этот по порядку и еще немного.

You do...? I promise I'll listen to you. Just...don't leave me here when everybody else goes over...
- Captain America: White Vol 1 #0

Думаю, Марвел должны выслать DC чек с процентами от выручки за Гражданскую войну. Нет, ну правда! Гражда и БпС сняты фактически на один и тот же сюжет, серьезно: два героя с разными ценностями, вопрос легитимности, морали и отвественности, противостояние, общий враг с интригами, но DC умудрились собрать все ошибки и штампы, включая то, что герои объединяются перед этим самым врагом*) У Гражды куча проблем в сценарии и обоснуе, но на фоне БпС все недостатки теряются или даже выглядят удачной находкой. Хочу извиниться за сравнения, я честно пытался обойтись без них, но это просто невозможно. Если бы эти фильмы вышли с разницей в год, то можно было бы говорить, а так... просто просится.

Самый главный плюс этого фильма - его камерность. Сходите в кино, там точно есть фильм про угрозу планетарного масштаба, где целые города захватываются/полностью уничтожаются, а перед этим будет еще минимум три трейлера, где мир тоже на грани. Гражда же рассказывает нам историю конкретных людей, это в большей степени шпионский боевик в стиле Борна или Миссии. И в этом заключается то, что отличает этот фильм от всей прочей супегероики, даже больше скажу: это выводит новую ступень для кинокомиксов, потому что теперь это не просто люди в трико, которые спасают город/мир/мирных жителей/кого-то высокопоставленного от других людей в трико. Гражданская война показывает нам человеческую сторону героев. Это именно то, за что я люблю Марвел: любой может быть героем и злодеем, равно как герой может стать злодеем, а злодей героем - и каждого мы можем понять, каждую из сторон мы может примерить на себя.

Весь этот фильм строится не на вселенских проблемах, а на чувствах - на боли, вине и потери близких, причем у каждого героя. Да, там говорят о легитимности, о праве делать то, что делаешь, о границах, но даже эти вопросы произрастают из вины, это главная тема фильма, и никто из героев не получает прощения.

 

Тут мы плавно подходим к вопросу мотивации, почему тот или иной герой занял именно эту позицию. Этот момент вызвал наибольшие споры среди фанатов, но мне кажется, что все относительно понятно и логично. Противостояние Старка и Кэпа предопределено, они просто не могут сойтись во мнении, так что они автоматически по разные стороны. Старк подписывает договор из чувства вины. Можно многое сказать про этого героя, но именно вина заставила его надеть костюм. Вина двигает им, да, еще нарциссизм и эго, но в основе вина, которую он испытывает перед отцом, всем миром и Пеппер. Это отлично показано в начале фильма, в той голограмме, которую он демонстрирует студентам: вечная вина мальчика, который не смог спасти родителей, как бы не прокручивал ситуацию. Так что ему нужен лишь триггер, чтобы сорваться. Плюс он человек, которому не отказывают, у него деньги, талант, положение, внешность и харизма, поэтому все должны подчиняться, а Кэп ставит его лидерство под сомнение, нет, он откровенно насмехается, этот привет из прошлого, человек, под тенью которого прошло все его детство, которого ему тысячу раз ставили в пример. А Кэп... в рецензиях часто пишут, что его позиция нелогична, ведь он солдат, который должен подчиняться приказам, это его сущность - подчинение. Но давайте честно, вся его история - это неподчинение начальству, он всегда делает то, что видит необходимым, то, что совпадает с его моральным компасом. Это отлично иллюстрирует момент, когда после поимки Зимнего солдата он во время разговора с Тони готов подписать договор, но тут он слышит, что Ванду заперли - и все, для него договор уже невозможен, потому что теперь это покушение на свободу, и со своими проблемами он готов смириться, но не с заключением Ванды, ребенка по сути.

Мотивация Сэма и Роуди понятна, они сделают то же, что Кэп и Тони, у них тут нет особой свободы воли. Паук - это ребенок, которым манипулируют, собственно, кто первым пришел, тот и взял в команду, хотя Кэпу не пришло бы в голову вербовать ребенка, это уже вопрос морали. Вдова... ну, ее мотивация сложная, и хороший вопрос, собиралась ли она вообще пордписывать договор, мне кажется, что она изначально влилась в команду Старка, чтобы быть агентом Кэпа, она стратег, а еще она готова бороться за свою свободу до конца, она не зря поменяла одно государство на другое, и поменяет еще, если будет нужно. Да и заметьте, она одна остается в выигрыше, не теряет позиции, и хотя формально она совершила предательство, отпустив Капитана и Зимнего, она не в тюрьме. Мотивация Клинта самая неоднозначная, но я даже не представляю его в команде Старка. Муравей отлично понимает, что ему, осужденному преступнику, вряд ли доверят носить костюм, если договор будет подписан, он не Пим, чтобы с ним считались, да и просто он фанат Кэпа. Ванда, конечно. чувствует вину, но она же понимает, что именно на нее подействуют самый жесткие ограничения при подписании. Вижн просто действует по закону, он иначе не может, это в его программе. Пантера движим местью.

Видите, каждого можно понять! Они делают то, что делают, не потому что так решил сценарист, а потому что это им диктует история персонажа, его характер! Это же прекрасно*) Сколько раз смотрел - не могу определиться в чьей я команде, все слишком неоднозначно, так что последую примеру Тома и останусь в команде Локи*)))

 

Но вернемся к камерности фильма. Это его безусловный плюс, но это же может стать и минусом Войны бесконечности, потому снимать будут те же режиссеры. Мне кажется, они офигенны, но похоже, их конек - это шпионские боевики, которыми по сути являются и Зимний солдат, и Гражданская война. Да, там есть супергерои, но все равно братья Руссо уделяют внимание не планетарному масштабу (хотя прошу заметить, их фильмы самые важные в миростроении после Мстителей, Тора и Доктора Стренджа, они меняют Марвел юниверс), для них важнее интриги, заговоры, погони. Они уделяют внимание не девайсам Железного человека и его научным изысканиям, нет, они любовно снимают как движутся пластины на руке, как напрягаются мышцы, они ставят как танец драки и каждое движение в кадре. Блин, именно поэтому в каждом посте про фильм на тумблере есть эта гифка с Зимним солдатом, это красиво, братьям Руссо не нужно для красоты делать голограмму молекулы, им нужны только физические возможности каскадера. Собственно, они ближе к Миссия невыполнима, чем к супергероике! Именно по этой причине в фильме нет Тора и Халка, да, это соотносится с прошлыми филами, но ведь по правде, их нет, потому что вернить они, то конфликт решился бы еще на стадии переговоров, потому что чью сторону они выберут, тот и победит автоматически. Поэтому Руссо откровенно не знают, что им делать с Вижном и Алой Ведьмой, эти герои в принципе могут в буквальном смысле щелчком убить другую сторону, так что если Ванда еще нужна сюжету, то в случае Вижна еще надо придумать, почему он не применяет силу.

И это пиздец как круто. Но Танос - это даже не планетарный масштаб, это масштаб всей вселенной. Это герои всех фильмом, это все события начиная с 2008 года. А Руссо снимают фильмы с несколькими персонажами и строят финальную битву из трех бойцов. Но я осторожно оптимистичен, я верю.

 

Битва в аэропорту. Почему ее стоит выделить отдельно? Потому что это переломный момент фильма. А еще это первая битва в супергероической киновселенной, в которой обеим сторонам (за исключением Пантеры, но о нем отдельно) не хочется драться. Она совершенно ненастоящая, и все герои дерутся ровно так, чтобы никого не повредить. Потому что все они надеются, что историю еще можно повернуть, что это просто стычка и ничего больше, а потом они опять пойдут пить пиво и есть пиццу в башню Старка. И все ломается после ранения Роуди.

 

И самый главный момент - это финальная... слово "битва" тут не подходит. Сцена, назовем это финальной сценой. Для начала скажу, что это гениально: все идет к тому, что мы сейчас увидим эпичный батл с другими Зимними, в сравнении с которыми Барнс душка, но... Это идеальный финт. При просмотре в принципе всегда понятно, что сейчас будет, многие сцены диктует сюжет, но это просто супер. И не могу удержаться, но DC надо поучиться. Вот как надо делать кульминации фильма, а не великое объединение героев против вселенского зла. Нет, это маленькая, личная сцена, с морем злости, горем, виной, с нереальным накалом страстей, и где никто опять не хочет драться. Честно говоря, Кэп и Барнс не пытались убить, только вырубить и повредить костюм. Думаю, Кэп отлично понимает, что у Тони просто срыв, на него навалилось чувство вины, что бы он не делал - люди гибнут, не сдержал обещание и Пеппер ушла, а тут перед ним человек, которого можно во всем обвинить...

А потом происходит то, что меняет всю вселенную Марвел, после отношения Мстителей не будут прежними и ничто не сможет это изменить. Момент, когда Кэп заносит щит над Старком и тот закрывается рукой. По лицу Тони видно, что он ждет, что Кэп обезглавит его, но тот просто разбивает реактор, и Старк... удивлен. Потому что он сам бы не колебался. И Кэп это понимает - что будь Старк на его месте, убил бы. Это конец, потому что после этого быть друзьями уже нельзя. Письмо, которое Кэп пишет Старку в конце - это скорее вопрос чести и долга для него, а не извинение или желание снова быть рядом со Старком. Одновременно с этим, этот же момент в будущем заставит Тони простить его, как мне кажется.

 

Важный вопрос - это появление новых персонажей. Самым обоснованным является Пантера. В принципе, нам просто представляют его и Эверетта Росса для будущего сольного фильма, но его роль не сводится только к этому. Его функция в отражении Земо. Потеря близкого, горе, вина, злость, месть. Но разница в умении прощать, хотя Пантера страшно лицемерит. Невероятно круто, что персонажу прописали сильный акцент (к слову, очень удачно продублированный в русском переводе), сначала это режет слух, а потом кажется очень органичным и привлекательным. Да и в принципе отличный выбор актера.

Паук. Ох, сколько споров, криков и аргументов было у фанатов, когда появилась новость о его возращении в Марвел студио. Можно сколь угодно долго обуждать, нужно ли было это делать, какова будет его роль в этом мире и тэдэ. Но это случилось, примем как факт. В отличие от Т'чаллы, его появление не обосновано сюжетом, он не нужен, это представление перезапущенного персонажа, чтобы в сольном фильме не рассусоливать его становление как героя. И это отличный шаг! Во многих отзывах последние фильмы Марвел любят обвинять в том, что теперь они не являются самостоятельными, а служат для миростроения. Но так ли это плохо? Да, теперь случайный зритель не сможет понять, что случилось, если начнет с десятого фильма, ну так никто же не начинает смотреть сериал с пятого сезона. Концепция самостоятельных фильмов изжила себя уже давно, и возвращаться к ней не нужно, поезд ушел, когда вышли Мстители. Не надо ностальгировать о том, как в 2008 году выпускали сольные фильмы, теперь это уже не возможно, и даже Человек-Муравей и Доктор Стрендж являются сольными лишь условно, а последний так и вообще строит мир пуще всех остальных, но об этом отдельно нужно написать.

Но я отвлекся. Повторюсь, Паучок вообще не нужен этому фильму, но у его появления есть два плюса. Во-первых, они смешные, яркие, они, что называется, фановые, и очень правильные, т.е. мы получили надежду, что он будет таким, как мы давно хотели, что ставка на Паркера-подростка верная, что стоило брать изначально молодого актера, а не почти 30летнего на роль школоты. Во-вторых, его вербовка очень много говорит нам о Тони, потому что вообще привлечь ребенка к боевым действиям - это вряд ли достоино восхищения, Старк им банально манипулирует, давя на тщеславие и свой статус, получается, он готов на все ради цели.

 

Немного о причине всех бед - о Зимнем солдате. Стоит честно признать, что во втором фильме про Капитана он не должен был появиться, но его ввели, чтобы опять же представить персонажа в новом виде. И не прогадали. Благодаря ему мы получили не просто шпионский боевик, а настоящую драму. Причем это тот случай, когда введение персонажа произошло очень удачно и органично, да и Стэн отлично сыграл, причем и веселого, а затем завистливого Барнса, и пустого Зимнего, а затем его же, но ищущего себя.

Как это ни странно, именно Зимний мешает однозначно встать на сторону Кэпа, потому что он не положительный персонаж. Нужно абстрагироваться от Баки Барнса из первого фильма, лучшего друга и защитника слабых, это человека не существует, и тот факт, что ему вернулись воспоминания, ничего не значит. Я сознательно не называю этого героя Баки Барнсом, потому что это Зимний солдат. Который хочет выжить, и единственный его шанс - это Роджерс. И всегда остается легкое сомнение, потому что Зимний совершенный выживатель. А Кэп продолжает жить прошлым, не может построить отношения, вспоминая о Пегги, не может перестать быть солдатом, "...пока он жив, его война будет с ним". Для него спасти Зимнего сейчас равнозначно спасению Баки в товарном поезде. Но Баки больше нет.

Еще стоит заметит, что этот персонаж сильнее всего пострадал от дубляжа, и если в целом фильм переведен очень неплохо, то именно реплики Зимнего переданы не верно, и это меняет восприятие персонажа.

Ну и немного не в тему, про БпС, но как не сравнить*) Эта жалкая сцена, когда Бэтс хочет добить Супера, а тот шепчет имя матери, и все, конфликт исчерпан, у противника тоже есть мамочка, все окей. Не знаю, случайно или специально, но мне так нравится момент, когда Кэп спрашивает у очнувшегося Зимнего, с кем он разговаривает, с Баки или Солдатом, а от отвечает, что маму Стива звали Сарой, и Кэп растекается, а Сокол возмущается, мол, этого что, достаточно, типа теперь все нормально, да?*) Это же суууупер*)

 

Что еще есть в этом фильме необычного? Злодей. Я в начале говорил, что все стороны можно понять, так вот и третью сторону тоже можно, даже больше скажу, Земо я сочувствую сильнее и восхищаюсь им. Это невероятно! Простой план, настолько простой, что как бы не развивались события - все равно Мстители развалятся. И он сделал все один, ему не нужны приспешники, армия, только его злость и боль. Марвел имеют тенденцию в своих фильмах упрощать злодеев, сводить их мотивацию к минимуму, а роль - к функции, хотя в их комиксах злодеи чаще всего интереснее героев, но это отдельная тема. Так что это лучший злодей в Марвел Юниверс*)

 

Подведу-ка итог.

 


Честно скажу, что этот фильм вызвал у меня просто бурю эмоций, впрочем, как и у большинства, смотревших его со мной реально и виртуально. Да, по прошествии определенного времени и после где-то пяти просмотров (полных, и столько же частичных) я начал видеть его недостатки. Гражданская война полона нелогичностей, нестыковок и прочего хлама, в ней есть лишние персонажи, она подчиняется миростроению больше, чем собственному сюжету. Но именно теперь она кажется мне абсолютно прекрасной. Потому что этот фильм красивый как ад, интересный, интригующий, неожиданный, плакательный, офигенно снятый, шпионский, нестандартный для супергероики, камерный и мужики просто супер*) А еще потому что мир комиксного кино вообще и Марвел юниверс в частности уже не будут прежними, ведь Гражда изменил их рамки.



@темы: Comics, Кино

URL
   

Злокозненный

главная